Основная страница Поиск на сайте
O нас
Что такое Legislationline.org? Информационный листок
Поиск по Теме
Административная Юстиция Недискриминация Гражданство Выборы Борьба с терроризмом Гендерное равенство Миграция Торговля людьми Свобода собраний Свобода Объединений Политические Партии Доступ к информации и защита данных Смертная казнь Справедливое судебное разбирательство (Право на) Независимость судебной системы Преступления на почве ненависти Свобода религии или убеждений Национальные правозащитные институты
Поиск по Стране
Карта сайта
Contact:legislationline@odihr.pl
 

Доступ к информации и защита данных

Право на поиск и получение информации является главной составляющей свободы убеждений и их выражения, защищаемой Статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) и Статьей 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ).  В последние годы появилась и стремительно завоевывает поддержку тенденция к признанию права на информацию в качестве самостоятельного права. Наряду с тем, что право на информацию является немаловажным следствием свободы убеждений и их выражения, оно играет уникальную и ключевую роль фундамента демократии, участия общественности и подотчетности государственного аппарата, а также неразрывно связано с другими основными правами человека, такими как свобода мысли и право неприкосновенность частной жизни. Это дает основания рассматривать право на информацию как самостоятельное основное право.

Право на информацию – это краеугольный камень демократии и участия общественности в управлении, поскольку оно влечет четкие обязательства государства по обеспечению доступа к информации, в частности, к информации, хранимой правительством во всех типах систем хранения и извлечения информации.  Устанавливая строгие границы правительственной секретности, требование доступа к общественной информации обеспечивает административную прозрачность, определяя конфиденциальное обращение с общественными данными или иной информацией как исключение, оправдываемое только необходимостью «охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения». При этом любые ограничения должны быть указаны в законе. Соответственно, право на свободный доступ к информации опирается на принцип, согласно которому бремя доказательства ложится на орган, у которого запрашивается информация, а не на запрашивающее лицо.

Особое значение и содержание право на информацию берет начало в ряде авторитетных источников, и, прежде всего – в Ежегодном отчете Специального докладчика ООН по свободе убеждений и их выражения за 2005 г. Комиссии по правам человека.  В отчете Специального докладчика ООН детально разработан ряд ключевых принципов, включая принцип максимального разглашения, обязательство о публикации, развитие идеи открытого правительства, и ограниченный объем исключений. В нем неоднократно подчеркивается, что любые запросы информации должны рассматриваться без промедления, при этом нельзя удерживать запрашивающее лицо от запрашивания информации высокими ценами.

Законодательство о праве на информацию крайне важно для обеспечения возможности осуществления права на свободный доступ к информации, поскольку оно образует юридически действительное право на проверку и копирование официальных документов.  Во многих случаях право на информацию обеспечивается независимыми административными органами, уполномоченными получать запросы на информацию от населения и принимать решения, обязательные для соответствующих государственных учреждений или организаций.

Право на информацию по своей сути связано с правом на неприкосновенность частной жизни, гарантируемым Статьей 17 МПГПП и Статьей 8 ЕКПЧ, и, соответственно, с защитой личных данных.  Право на информацию и право на неприкосновенность личной жизни являются основными ценностями прав человека, но во многих отношениях они противостоят друг другу и требуют согласования.  Существует ряд принципов, которые должны быть соблюдены в национальном законодательстве о защите данных и доступе к информации, чтобы обеспечить надлежащую защиту, как частной жизни, так и свобод личности.  Наиважнейшие принципы содержатся в Европейской конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и включают в себя:

a) принцип ограничения сбора (то есть, персональные данные собираются и обрабатываются на справедливой и законной основе);

b) принцип качества данных (данные должны быть адекватными, уместными и неизбыточными по отношению к целям, в которых они хранятся; точными и, при необходимости, обновляемыми; сохраняемыми в форме, позволяющей идентифицировать субъекты данных, не дольше, чем это требуется для целей, для которых эти данные хранятся);

c) принцип указания цели (данные хранятся для определенных и легитимных целей); принцип ограничения использования (данные не должны использоваться таким образом, который не соответствует этим определенным и легитимным целям);

d) принципы открытости и участия личности (субъект данных должен иметь возможность установить существование автоматизированного файла персональных данных, его главные цели, а также личность и постоянное местожительства или основное место работы контролера файла; получить через разумный промежуток времени и без чрезмерной задержки или расходов подтверждение того, хранятся ли касающиеся его персональные данные в автоматизированном файле данных, а также получить такие данные в доступной для понимания форме; добиваться исправления или уничтожения таких данных, если они подвергались обработке в нарушение правовых норм; прибегать к средствам правовой защиты в случае невыполнения просьбы о подтверждении, изменении или уничтожении);  и

e) принцип гарантии безопасности (персональные данные должны быть защищены от случайного или несанкционированного уничтожения или случайной потери, а также несанкционированного доступа, изменения или распространения).

Эффективное законодательство о праве на информацию должно включать детальные положения о процедурах обращения для получения доступа к информации, правилах рассмотрения заявлений, категориях документов и информации, доступ к которым может быть ограничен на законных основаниях, а также процедуре административного рассмотрения отклоненных заявлений.

В целом, как свидетельствует успешная практика, законодательство о праве на информацию также предполагает регулярную публикацию информации, представляющей потенциальный интерес для общественности и определенной законом.

Одна из популярных методик разработки законодательства о праве на информацию и оценки эффективности нормативно-правовой базы в этой области, была составлена неправительственной организацией "Article 19". "Article 19" представила принципы законодательства о праве на информацию, содержащие основные элементы эффективной правовой структуры, а также детальные комментарии по каждому из этих принципов. Список стран, преуспевших в принятии эффективного законодательства о праве на информацию, был отобран с учетом принципов, разработанных “Article 19”, а также рекомендаций Комитета министров Совета Европы R(2002)2.

далее
 

Поиск международных норм и стандартов

 

Поиск юридических и иных документов ЕС/Еврокомиссия

 

Поиск по Стране: Доступ к информации и защита данных


 

Юридические экспертные заключения

Заключение по проекту закона Республики Казахстан «О доступе к информации» и соответствующим изменениям и дополнениям в другие законодательные акты

Дата : 29 май 2015 Русский [0.45 MB]

Приложение 1: Проект Закона Республики Казахстан «О доступе к информации»

Дата : 18 апрель 2012 Русский [0.18 MB]

Приложение 2: Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам доступа к информации»

Дата : 18 апрель 2012 Русский [0.17 MB]
Поиск экспертного заключения

Homepage Search this site
About Us
What is Legislationline.org? Legislative Support Unit Factsheet
Search by Topic
Administrative Justice Anti-Discrimination Citizenship Elections Counter-Terrorism Gender Equality Migration Trafficking in Human Beings Freedom of Assembly Freedom of Association Political Parties Access to Information and Data Protection Fair Trial (Right to a) Judicial and Prosecution Systems Hate Crimes Freedom of Religion or Belief National Human Rights Institutions
Search by Country
Site map
Contact:legislationline@odihr.pl
 

Access to Information and Data Protection

The right to seek and receive information is a central part of freedom of opinion and expression as protected by Article 19 of the International Covenant on Civil and Political Rights (ICCPR) and Article 10 of the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (ECHR). A trend that has emerged over the recent years and is steadily gaining support is towards the recognition of freedom of information as a freedom on its own. While freedom of information is an important corollary of freedom of opinion and expression, it has a unique and crucial role as an underpinning of democracy, public participation and government accountability, as well as is intrinsically related to other fundamental human rights such as freedom of thought and the right to privacy. This forms the rationale for viewing freedom of information as a fundamental right on its own.

Freedom of information is a cornerstone of democracy and public participation in the governance as it entails a positive obligation for the States to ensure access to information, particularly with regard to information held by Government in all types of storage and retrieval systems. By setting strict limits on government secrecy the requirement of access to public information ensures administrative transparency by making confidential treatment of public records or other information an exception that may only be justified when necessary for “the protection of national security or of public order (ordre public), or of public health or morals.” Moreover, any restrictions must to be specified by the law. It is therefore the basic principle behind the right to freedom of information that the burden of proof falls on the body requested for information, and not the requesting person.

The specific meaning and content of freedom of information finds its basis in a number of authoritative sources, first and foremost the 2000 Annual Report of the UN Special Rapporteur on Freedom of Opinion and Expression to the Commission on Human Rights. The UN Special Rapporteur report elaborates on a number of key principles, including the principle of maximum disclosure, the obligation to publish, the promotion of open government, and the limited scope of exceptions. It also reiterates that any requests for information should be processed speedily and requesting persons should not be deterred from making requests for information by excessive costs.

Freedom of information legislation is essential to ensuring implementability of the right to freedom of information as it establishes a legally enforceable right to official documents for inspection and copying. In many cases the right to information is facilitated by independent administrative bodies with the power to receive requests for information from the public and to issue decisions binding upon the government department or agency concerned.

Freedom of information is intrinsically related to the right to privacy as guaranteed by Article 17 of the ICCPR and Article 8 of the ECHR, and, consequently, to the protection of personal data. Freedom of information and right to privacy are fundamental human rights values but may in many instances be competing and in need of reconciliation. There exists a number of principles that national laws on data protection and access to information have to conform to in order to ensure that both privacy and individual liberties are adequately protected. The very key principles are found in the European Convention on Automatic Processing of Personal Data and include

a) the collection limitation principle (i.e. that the personal data should be obtained fairly and lawfully);

b) the data quality principle (the data should be adequate, relevant and not excessive in relation to the purposes for which they are stored; accurate and, where necessary, kept up to date; preserved in a form which permits identification of the data subjects for no longer than is required for the purpose for which those data are stored);

c) the purpose specification principle (the data should be stored for specified and legitimate purposes); the use limitation principle (the data should not be used in a way incompatible with these specified and legitimate purposes);

d) the openness and individual participation principles (the data subject should be able to establish the existence of an automated personal data file, its main purposes, as well as the identity and habitual residence or principal place of business of the controller of the file; to obtain at reasonable intervals and without excessive delay or expense confirmation of whether personal data relating to him are stored in the automated data file as well as communication to him of such data in an intelligible form; to obtain rectification or erasure of such data if these have been processed contrary to the law; to have a remedy if a request for confirmation, rectification or erasure is not complied with); and

e) the security safeguards principle (personal data should be protected against accidental or unauthorized destruction or accidental loss as well as against unauthorized access, alteration or dissemination).

An effective freedom of information legislation should include detailed provisions on procedures for application for access to information, rules for the processing of applications, categories of documents and information access to which can be legitimately restricted, as well as the procedure for the administrative review of refused applications.

Generally, as evidenced by the best practices, freedom of information legislation also presumes regular publication of information which is of potential public interest and defined by the law.

One of well-known methodologies for the development of freedom of information legislation and assessment of the efficiency of legal and regulatory frameworks in this area was developed by "Article 19" non-governmental organization. "Article 19" has developed principles of freedom of information legislation that contain basic elements of an effective legal framework as well as detailed comments on each of those principles. The list of the countries that succeeded in adoption of effective freedom of information legislation have been selected taking into account the principles developed by “Article 19”, as well as the recommendations of the Committee of Ministers of the Council of Europe R(2002)2.

Posted: February 2007

More
 

Search international norms and standards

 

Search EU/EC legal and other documents

 

Search by Country: Access to Information and Data Protection


 

Legal Reviews

Opinion on the draft Law on Access to Information of the Republic of Kazakhstan and on related Amendments to other Legislative Acts

Date : 29 May 2015 English [0.25 MB]

Opinion on the draft Laws of the Republic of Kazakhstan on Access to Information (Annex 1, Annex 2)

Date : 18 April 2012 English [0.24 MB]

Annex 1: Draft Law of the Republic of Kazakhstan on Access to Information

Date : 18 April 2012 English [0.06 MB]
Search all Legal Reviews